В новом выпуске газеты «Коммерсант» http://www.kommersant.ru/ было опубликовано интервью юриста Романа Адилханова, в котором он поделился своим мнением по актуальным вопросам, касающимся недвижимости и правоприменительной практики, а также о расширении полномочия местных властей по сносу самовольных строений.
Наши адвокаты оказывают профессиональные юридические услуги в Москве, включающие:
— юридическую консультацию;
— детальное изучение представленных документов;
— сбор необходимых для суда доказательств;
— представление интересов в суде.
Также наши адвокаты по недвижимости, имеют успешный опыт разрешения судебных споров по признанию права собственности на объекты самовольного строительства (жилой дом, хозяйственные постройки), а также оказывают юридическое сопровождение сделок с недвижимостью.
— Федеральный центр расширил полномочия местных властей по сносу незаконных строений. Какие последствия, на ваш взгляд, могут вызвать такие правила?
— Новая редакция ст. 222 ГК РФ упростила работу властей по борьбе с самовольной застройкой. Следует учесть и упреждающий эффект данной нормы: практика возведения объектов с нарушением градостроительного законодательства и самозахвата земель должна существенно сократиться. С этой точки понятна и воля законодателя, которая направлена на применение цивилизованных подходов к развитию территорий и предотвращение нарушений в сфере землепользования и градостроительства.
Однако правоприменительная практика ст. 222 ГК РФ уже выявила ряд противоречий. Они касаются соблюдения баланса имущественных интересов застройщиков или собственников построек, государства, а также интересов третьих лиц.
— Можете привести пример?
— В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Однако в соответствии с новой редакцией жилые и нежилые объекты недвижимости могут быть снесены по распоряжению муниципалитета без судебного решения, если не отвечают определенным критериям. Например, если объект расположен на не предназначенном для этих целей земельном участке. Таким образом, возникают коллизии права, вменение вины без соответствующего судебного разбирательства и нарушение интересов лиц, возведших спорные объекты.
Так, органы местного самоуправления обязаны в течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки направить копию такого решения застройщику с указанием срока для сноса самовольной постройки. Срок устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более 12 месяцев. На практике нередко встречаются случаи, когда сроки для сноса спорного объекта составляют до 20 дней.
Конечно, лицо, чьи права нарушены, вправе обратиться в суд. Но сроки рассмотрения судом требований истца не позволяют обеспечить своевременную защиту от необоснованного решения муниципалитета о сносе или хотя бы приостановке действия такого решения до рассмотрения дела судом по существу.
Кроме того, целый ряд объектов, построенных еще в 60–70-е годы прошлого века с нарушением нынешних градостроительных норм и правил землепользования, могут быть снесены по решению местных органов власти в течение нескольких недель. Ведь при отсутствии каких-либо документов никто не знает, когда данная недвижимость была построена и, соответственно, какое законодательство действовало в тот период.
— Какие изменения необходимы, чтобы устранить противоречия?
— Необходимо более детально проработать механизм практической реализации новой редакции ст. 222 ГК РФ. Однако добавлю, что многие эксперты в юридическом сообществе вообще ставят под сомнение конституционность данной нормы.
Беседовала Наталья Гордеева
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2974841